В течение летнего периода Оздоровительный комплекс на каждой смене отрабатывает программу социального развития детей, которая осуществляется в процессе "погружения" в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов и т.д.; включение в разнообразное деятельностное поле. Отсюда ежедневная деятельность ребенка состоит из:
-
Творческая деятельность.
- Спортивно-оздоровительная деятельность.
- Досуговая деятельность, складывающаяся из пяти основных составляющих: отдых, развлечения, праздники, творчество, саморазвитие.
Процесс социального воспитания при определенных условиях начинает переходить в качественную новую форму - самовоспитание, являющееся самой высокой формой созидания личности.
Цели и задачи социального воспитания и развития детей и подростков могут быть реализованы только высококвалифицированными работниками, обладающими как качествами и свойствами порядочного, доброго и гуманного человека, так и системой знаний и умений в области социальной педагогики, социологии, физиологии и других наук, феноменом которых является человек и его жизненные проблемы.
Воспитатель - это специалист, синтезирующий знание и опыт жизненно важных проблем человека, сущность и методику его развития, в том числе в сфере свободного времени, умеющий соединить проблемы детей и подростков и способы их решения, цель которого помочь им стать социально активными и самостоятельными на всех этапах своего жизненного пути.
В Оздоровительном комплексе из числа практических работников имеются специалисты, которые непосредственно и практически каждый лень работают с детьми, используя формы работы так называемой "педагогики проживания". Это, в первую очередь, отрядные вожатые, которые проводят свое рабочее, а иногда и свободное время со своими детьми.
Воспитатель выполняет следующие функции:
- организует работу по вовлечению детей в культурно-деятельностное развитие и создает для этого необходимые условия;
- прогнозирует процесс социального саморазвития личности ребенка;
- раскрывает способности, таланты и возможности ребенка, подбирает для него соответствующие виды деятельности;
- направляет коллективную деятельность, способствует развитию групповых и микрогрупповых творческих дел, многократного индивидуального творческого развития ребенка;
- принимает меры предупредительного, профилактического характера с тем, чтобы не допустить в сфере детской деятельности противоправного деяния отдельных подростков;
- расширяет коммуникативную деятельность детей и воспитывает культуру их общения, межличностных отношений детей, вводят их в круг общения с людьми, природой и высоким искусством, способствуя тем самым саморазвитию ребенка во всех этих отношениях;
- организует и проводит социально-воспитательную работу, помогая детям решать в повседневной их жизни важные проблемы в преодолении трудностей в учебе и общении, в организации своей творческой деятельности и социальном самоопределении, в исправлении нравственных дефектов личности, а также он является организатором спортивно-оздоровительной деятельности и т.д.
- Особенно важно, чтобы деятельность воспитателя была направлена на развитие творческой индивидуальности ребенка. Для этого мы успешно используем следующие направления:
- знакомство с многообразием способов самопознания и самодиагностики через цикл занятий;
- проведение тренингов по развитию креативных характеристик мышления, эмоционально-волевой сферы, по самоопределению на личностно ценные ориентации, саморефлексии и т.д.;
- создание ситуации выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим анализом и имитационным моделированием таких ситуаций, через сюжетно-ролевые игры;
- проведение отрядных, межотрядных, дружинных дел, позволяющих предъявить положительные результаты творческой деятельности и приобрести опыт индивидуального, группового, коллективного творчества, в том числе в сфере общения и отношений между людьми.
В процессе обучения наши вожатые как педагоги овладевают системой форм, методов и средств оптимальной организации досуга детей и подростков, утвердившиеся как положительный опыт у нас в стране и за рубежом. Создаются новые формы организации детского досуга, позволяющие их социально развивать как активных и самостоятельных людей.
Перечислим только некоторые из этих форм:
- Игры, направленные на знакомство, сближение интересов и потребностей детей: на развитие внимания, на координацию движений; интеллектуальные игры-шутки, на выявление лидера, активных и инициативных ребят.
- Командные игры, связанные с тщательной подготовкой ребят по овладению профессией "капитана", "штурмана", "пассажиров", "зайцев", т.е. сложные фантастические игры, в которых дети выполняют роли взрослых.
- Мероприятия, связанные с организацией и проведением трудовых дел с элементами экономических игр, позволяющих ребятам познакомиться с такими новыми для них понятиями, как "Бизнес-план", "Менеджмент", "Брокер", "Рентабельность" и "Банкротство" и многое другое.
- Мероприятия, в которых развиваются управленческая деятельность и творческая активность ребят, например, конкурсы "Ты и я", "Дом", "Я сама", "Большой разговор", "Я лидер", "Ты плюс я - равняется мы" и т.д.
- Мероприятия театрализованного характера: шоу-программы, фестивали, конкурсы, профильные дни театра (комедии, трагедии, трагикомедии, русской хореографии, бального танца, современного танца и др.).
Цикл бесед в форме вечерних "Огоньков" или "Откровенье при свече", а также при организации отрядного диспут-клуба "Раздумье о...", подготовленные вожатыми и самими детьми разных возрастных групп, убеждают, что цели и задачи, направленные в Оздоровительном комплексе на социальное развитие и саморазвитие детей, успешно реализуются, обобщаются и истребуются другими учреждениями образования и организации досуга во внеучебное время школьников.
Место вожатого - рядом с ребенком, может быть, чуть-чуть впереди, и цель его - не вести и не толкать, не "формировать" и не подавлять. Не подминать и не подменять. Не наказывать и не добиваться, а предостерегать и обнажать проблемы, предоставляя право решать их самому ребенку. Воодушевлять и возвышать личность ребенка в собственных глазах и окружающих людей (родителей, сверстников и т.д.).
В деятельности центров детского и юношеского творчества гуманистический подход основан на следующих принципах, которыми, думается, должен следовать педагог:-
с самого начала смены и на всем ее протяжении демонстрировать детям свое полное к ним доверие и со своей стороны строить свои отношения с ними так, чтобы они отвечали ему тем же;
- помогать детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед ними как коллективом и перед каждым в отдельности;
- постоянно помнить то, что у ребенка есть внутренняя мотивация, благодаря которой он может стать участником процесса;
- выступать для детей как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
- быть желанным слушателем, собеседником, игроком в команде для каждого ребенка;
- постоянно развивать в себе способность чувствовать и понимать настрой группы и каждого члена коллектива и понимать его;
- быть активным участником группового взаимодействия;
- открыто выражать свои чувства, не давать свободу своим эмоциям, когда их выплескивание может повредить отношениям в коллективе или наступит на самолюбие ребенка, признать его чувство собственного достоинства;
- стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого;
- постоянно заниматься саморазвитием, самопознанием, самообучением, самосовершенствованием.
Эти принципы способствуют интенсивному процессу становления личности в социальном пространстве загородного центра.
назад
находится в стадии разоаботки
назад