На главную О комплексе Распорядок дня Знай наших! Для родителей!
Педагогу-воспитателю ... Культурно-массовая программа График смен на лето 2005 года


Для РОДИТЕЛЕЙ!



Социальное развитие ребенка Как подготовить ребенка на отдых в Оздоровительном комплексе?

Социальное развитие ребенка на летнем отдыхе

В течение летнего периода Оздоровительный комплекс на каждой смене отрабатывает программу социального развития детей, которая осуществляется в процессе "погружения" в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов и т.д.; включение в разнообразное деятельностное поле.

Отсюда ежедневная деятельность ребенка состоит из:

Процесс социального воспитания при определенных условиях начинает переходить в качественную новую форму - самовоспитание, являющееся самой высокой формой созидания личности.

Цели и задачи социального воспитания и развития детей и подростков могут быть реализованы только высококвалифицированными работниками, обладающими как качествами и свойствами порядочного, доброго и гуманного человека, так и системой знаний и умений в области социальной педагогики, социологии, физиологии и других наук, феноменом которых является человек и его жизненные проблемы.

Воспитатель - это специалист, синтезирующий знание и опыт жизненно важных проблем человека, сущность и методику его развития, в том числе в сфере свободного времени, умеющий соединить проблемы детей и подростков и способы их решения, цель которого помочь им стать социально активными и самостоятельными на всех этапах своего жизненного пути.

В Оздоровительном комплексе из числа практических работников имеются специалисты, которые непосредственно и практически каждый лень работают с детьми, используя формы работы так называемой "педагогики проживания". Это, в первую очередь, отрядные вожатые, которые проводят свое рабочее, а иногда и свободное время со своими детьми.

Воспитатель выполняет следующие функции:

В процессе обучения наши вожатые как педагоги овладевают системой форм, методов и средств оптимальной организации досуга детей и подростков, утвердившиеся как положительный опыт у нас в стране и за рубежом. Создаются новые формы организации детского досуга, позволяющие их социально развивать как активных и самостоятельных людей.

Перечислим только некоторые из этих форм:

  • Игры, направленные на знакомство, сближение интересов и потребностей детей: на развитие внимания, на координацию движений; интеллектуальные игры-шутки, на выявление лидера, активных и инициативных ребят.
  • Командные игры, связанные с тщательной подготовкой ребят по овладению профессией "капитана", "штурмана", "пассажиров", "зайцев", т.е. сложные фантастические игры, в которых дети выполняют роли взрослых.
  • Мероприятия, связанные с организацией и проведением трудовых дел с элементами экономических игр, позволяющих ребятам познакомиться с такими новыми для них понятиями, как "Бизнес-план", "Менеджмент", "Брокер", "Рентабельность" и "Банкротство" и многое другое.
  • Мероприятия, в которых развиваются управленческая деятельность и творческая активность ребят, например, конкурсы "Ты и я", "Дом", "Я сама", "Большой разговор", "Я лидер", "Ты плюс я - равняется мы" и т.д.
  • Мероприятия театрализованного характера: шоу-программы, фестивали, конкурсы, профильные дни театра (комедии, трагедии, трагикомедии, русской хореографии, бального танца, современного танца и др.).

Цикл бесед в форме вечерних "Огоньков" или "Откровенье при свече", а также при организации отрядного диспут-клуба "Раздумье о...", подготовленные вожатыми и самими детьми разных возрастных групп, убеждают, что цели и задачи, направленные в Оздоровительном комплексе на социальное развитие и саморазвитие детей, успешно реализуются, обобщаются и истребуются другими учреждениями образования и организации досуга во внеучебное время школьников.

Место вожатого - рядом с ребенком, может быть, чуть-чуть впереди, и цель его - не вести и не толкать, не "формировать" и не подавлять. Не подминать и не подменять. Не наказывать и не добиваться, а предостерегать и обнажать проблемы, предоставляя право решать их самому ребенку. Воодушевлять и возвышать личность ребенка в собственных глазах и окружающих людей (родителей, сверстников и т.д.).

В деятельности центров детского и юношеского творчества гуманистический подход основан на следующих принципах, которыми, думается, должен следовать педагог:

  • с самого начала смены и на всем ее протяжении демонстрировать детям свое полное к ним доверие и со своей стороны строить свои отношения с ними так, чтобы они отвечали ему тем же;
  • помогать детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед ними как коллективом и перед каждым в отдельности;
  • постоянно помнить то, что у ребенка есть внутренняя мотивация, благодаря которой он может стать участником процесса;
  • выступать для детей как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
  • быть желанным слушателем, собеседником, игроком в команде для каждого ребенка;
  • постоянно развивать в себе способность чувствовать и понимать настрой группы и каждого члена коллектива и понимать его;
  • быть активным участником группового взаимодействия;
  • открыто выражать свои чувства, не давать свободу своим эмоциям, когда их выплескивание может повредить отношениям в коллективе или наступит на самолюбие ребенка, признать его чувство собственного достоинства;
  • стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого;
  • постоянно заниматься саморазвитием, самопознанием, самообучением, самосовершенствованием.

Эти принципы способствуют интенсивному процессу становления личности в социальном пространстве загородного центра.

назад

Как подготовить ребенка на отдых в Оздоровительном комплексе?



находится в стадии разоаботки
назад
Hosted by uCoz