На главную О комплексе Распорядок дня Знай наших! Для родителей!
Педагогу-воспитателю ... Культурно-массовая программа График смен на лето 2005 года





ПЕДАГОГУ-ВОСПИТАТЕЛЮ ПОСВЕЩАЕТСЯ!


Временный коллектив

О профессиональной этике педагога

Что в комплексе самое главное?

Педагогическое ТАБУ

Временный коллектив
ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА

Коллектив - группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами.

А.С. Макаренко: "Только социальное единство, построенное по социалистическому принципу может быть названо коллективом".

Коллектив (от лат. собирательный) - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентиров, совместной деятельности и общения.

К середине 60-х годов некоторые теоретические положения пришли в противоречия с передовым опытом воспитания. Появились новые формы организации коллективной жизни детей, не соответствующие прежним представлениям. В практике пионерских лагерей, лагерей труда и отдыха возник особый тип временного коллектива. Получила развитие коммунарская методика.

"Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков коллектива относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной культуры, наличие органов координации деятельности".

Временный коллектив - организованное объединение учащихся, создающееся в лагерях труда и отдыха, в туристских и экспедиционных группах, отрядах и др. Будучи типом коллектива, временный коллектив обладает общими с ним признаками, но имеет и свои особенности: кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономия существования, коллективный характер жизнедеятельности, завершенный цикл развития. Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней, а наиболее распространенный 10-26 дней.

Для этих временных детских коллективов характерны новизна их состава, интенсивность и насыщенность совместной деятельности, более выраженные коллективные формы работы.

Временные коллективы решают большой круг учебно-воспитательных задач . Для каждого ребенка такой коллектив - это новая социальная ситуация в его жизни. Здесь, в отличии от других коллективов, он почти круглосуточно находится в окружении своих товарищей, интенсивно общается с ними, активнее проявляет себя как личность в системе межличностных отношений и совместной деятельности.

Временный коллектив оказывает комплексное воздействие на психологию ребенка . Наблюдения показали, что пребывание во временных коллективах не только оставляет заметный след в формировании личности ребенка, но также влияет на деятельность того постоянного, основного ученического коллектива, членом которого он является. Психологами описано явление "переноса личностных приобретений" из временного коллектива в постоянный, хотя отмечено, одновременно, что результаты при этом могут быть разными.

Педагог, работающий с детьми в загородном центре, помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами и перед каждым ребенком в отдельности, и формирует договорные отношения в сообществе уже в организационный период жизни центра.

назад

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ ПЕДАГОГА



назад

ЧТО в комплексе самое главное?

Если очень коротко, то

Отдых. Значит, отстранение от всех забот? Состояние покоя? Но лагерь - не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и очень активным в любимых занятиях - на рыбалке, в походе, спорте, игре...

Самостоятельность. Не надо думать и делать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть думают и придумывают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность - это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказка, неожиданная идея. Детали - придумывают сами.

Коллективизм. Любое дело - для всех и для каждого. Тогда - общие интересы, друг без друга скучно.

Роскошь одиночества. Кому-то хочется побыть одному, почитать, побродить по лагерю, поглазеть на муравьиную кучу. И это - нужно.

Событие. Летний лагерь - это пруд с проточной свежей водой. Пусть жизнь ребят в лагере наполнится событиями! Событие - то, что сбылось и запомнилось.

Товарищество. Ищи в новом старое, в старом - новое. В старом - старое, в новом - новое.

Польза. Выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем. Тайна. Без тайны скучно. Нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумывай! Ребята подскажут!

Как обеспечить достижение главного?

Демократическое и гуманистическое общество начинается с демократических и гуманистических школ, летних лагерей, других центров детства.

Природа, движение, творчество - три "кита" лета. Необходимо напрочь отказаться от всего сидячего и перейти на бродячее, бегательное, прыгательное, плавательное. В хорошую погоду и дождь. Любая остановка, топтание на месте - верная примета поражения. Детям интересно там, где жизнь кипит и деятельно.

Ничего нет в лагере прекраснее, чем зрелище свободного ребенка. Древние говаривали: "Отдайте ребенка на воспитание рабу - и у вас будет два раба". Свобода в лагере - это нормальная радостная жизнь нормальных людей, которые утром просыпаются с той ноги и с ощущением счастья. Свобода в лагере - не цель жизни, а ее условие. Творчество есть одно из важнейших условий свободы проявления себя в летнем лагере.

Высокие ноты воспитания прошлых лет надо сохранить. А вообще-то, давайте опираться на веками сложившиеся общечеловеческие ценности: чувство собственного достоинства ребенка, неповторимость ребят, духовный выбор, национальные традиции, демократические свободы.

Если ты входишь в палату или палатку, пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце.

Если ребенку плохо, поставь себя на его место.

Если хочешь добиться успеха, советуйся с ребятами.

Если хочешь иметь с детьми согласие, уважай разногласие.

Если ты не понимаешь шуток - пиши пропало.

Если ты постоянно критикуешь ребят, ты сеешь вокруг уныние и скуку и учишь детей "науке ненависти".

Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя.

Если ты говоришь, что у тебя в отряде ужасные дети, ты прав. У тебя они и не могут быть дружными.

Если хочешь быть хорошим вожатым, будь им!

назад

ТАБУ ВОСПИТАТЕЛЯ (ВОЖАТОГО)

(выдержки из студенческих работ)

Не разрешается:

  1. Делать неодобрительные замечания по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.
  2. Допускать оскорбления по отношению к детям со сторо-ны других детей.
  3. Навязывать детям свою волю.
  4. Держаться изолированно от детей.
  5. Проявлять самоуправства и неподчинения.
  6. Создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег.
  7. Быть безразличным к недисциплинированности детей.
  8. Заниматься своими личными делами в рабочее Время
  9. Слушать только себя.
  10. Позволять равнодушного отношения к детям.
  11. Потакать ленивым.
  12. Пытаться выяснять что-либо с помощью силы.
  13. Вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей.
  14. Срывать свое настроение на детях.
  15. Командовать.
  16. Пляже не загорать, а смотреть за детьми.
  17. Унижать и не смеяться над ребенком.
  18. Запрещать что-либо, а потом позволять это же.
  19. Быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным
  20. Появляться перед детьми не чищенным, мятым.

"ЗАПРЕЩЕННЫЕ" ТЕМЫ ДЛЯ РАЗГОВОРА В ПРИСУТСТВИИ ДЕТЕЙ

  1. выяснение отношений между воспитателями (вожатыми);
  2. обсуждение детей;
  3. обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;
  4. решение вопросов личного характера.


назад
Hosted by uCoz