Временный коллектив |
О профессиональной этике педагога |
Что в комплексе самое главное? |
Педагогическое ТАБУ |
Коллектив - группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами.
А.С. Макаренко: "Только социальное единство, построенное по социалистическому принципу может быть названо коллективом".
Коллектив (от лат. собирательный) - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентиров, совместной деятельности и общения.
К середине 60-х годов некоторые теоретические положения пришли в противоречия с передовым опытом воспитания. Появились новые формы организации коллективной жизни детей, не соответствующие прежним представлениям. В практике пионерских лагерей, лагерей труда и отдыха возник особый тип временного коллектива. Получила развитие коммунарская методика.
"Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков коллектива относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной культуры, наличие органов координации деятельности".
Временный коллектив - организованное объединение учащихся, создающееся в лагерях труда и отдыха, в туристских и экспедиционных группах, отрядах и др. Будучи типом коллектива, временный коллектив обладает общими с ним признаками, но имеет и свои особенности: кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономия существования, коллективный характер жизнедеятельности, завершенный цикл развития. Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней, а наиболее распространенный 10-26 дней.
Для этих временных детских коллективов характерны новизна их состава, интенсивность и насыщенность совместной деятельности, более выраженные коллективные формы работы.
Временные коллективы решают большой круг учебно-воспитательных задач . Для каждого ребенка такой коллектив - это новая социальная ситуация в его жизни. Здесь, в отличии от других коллективов, он почти круглосуточно находится в окружении своих товарищей, интенсивно общается с ними, активнее проявляет себя как личность в системе межличностных отношений и совместной деятельности.
Временный коллектив оказывает комплексное воздействие на психологию ребенка . Наблюдения показали, что пребывание во временных коллективах не только оставляет заметный след в формировании личности ребенка, но также влияет на деятельность того постоянного, основного ученического коллектива, членом которого он является. Психологами описано явление "переноса личностных приобретений" из временного коллектива в постоянный, хотя отмечено, одновременно, что результаты при этом могут быть разными.
Педагог, работающий с детьми в загородном центре, помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами и перед каждым ребенком в отдельности, и формирует договорные отношения в сообществе уже в организационный период жизни центра.
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ ПЕДАГОГА
ЧТО в комплексе самое главное?
Если очень коротко, то
Отдых. Значит, отстранение от всех забот? Состояние покоя? Но лагерь - не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и очень активным в любимых занятиях - на рыбалке, в походе, спорте, игре...
Самостоятельность. Не надо думать и делать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть думают и придумывают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность - это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказка, неожиданная идея. Детали - придумывают сами.
Коллективизм. Любое дело - для всех и для каждого. Тогда - общие интересы, друг без друга скучно.
Роскошь одиночества. Кому-то хочется побыть одному, почитать, побродить по лагерю, поглазеть на муравьиную кучу. И это - нужно.
Событие. Летний лагерь - это пруд с проточной свежей водой. Пусть жизнь ребят в лагере наполнится событиями! Событие - то, что сбылось и запомнилось.
Товарищество. Ищи в новом старое, в старом - новое. В старом - старое, в новом - новое.
Польза. Выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем. Тайна. Без тайны скучно. Нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумывай! Ребята подскажут!
Как обеспечить достижение главного?
Демократическое и гуманистическое общество начинается с демократических и гуманистических школ, летних лагерей, других центров детства.
Природа, движение, творчество - три "кита" лета. Необходимо напрочь отказаться от всего сидячего и перейти на бродячее, бегательное, прыгательное, плавательное. В хорошую погоду и дождь. Любая остановка, топтание на месте - верная примета поражения. Детям интересно там, где жизнь кипит и деятельно.
Ничего нет в лагере прекраснее, чем зрелище свободного ребенка. Древние говаривали: "Отдайте ребенка на воспитание рабу - и у вас будет два раба". Свобода в лагере - это нормальная радостная жизнь нормальных людей, которые утром просыпаются с той ноги и с ощущением счастья. Свобода в лагере - не цель жизни, а ее условие. Творчество есть одно из важнейших условий свободы проявления себя в летнем лагере.
Высокие ноты воспитания прошлых лет надо сохранить. А вообще-то, давайте опираться на веками сложившиеся общечеловеческие ценности: чувство собственного достоинства ребенка, неповторимость ребят, духовный выбор, национальные традиции, демократические свободы.
Если ты входишь в палату или палатку, пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце.
Если ребенку плохо, поставь себя на его место.
Если хочешь добиться успеха, советуйся с ребятами.
Если хочешь иметь с детьми согласие, уважай разногласие.
Если ты не понимаешь шуток - пиши пропало.
Если ты постоянно критикуешь ребят, ты сеешь вокруг уныние и скуку и учишь детей "науке ненависти".
Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя.
Если ты говоришь, что у тебя в отряде ужасные дети, ты прав. У тебя они и не могут быть дружными.
Если хочешь быть хорошим вожатым, будь им!
Не разрешается:
(выдержки из студенческих работ)
"ЗАПРЕЩЕННЫЕ" ТЕМЫ ДЛЯ РАЗГОВОРА В ПРИСУТСТВИИ ДЕТЕЙ