На главную О комплексе Распорядок дня Знай наших! Для родителей!
Педагогу-воспитателю ... Культурно-массовая программа График смен на лето 2005 года


Культурно-массовая программа

Оргпериод

Основной период

Отрядные традиции

Итоговый период

НАШИ мероприятия!!!

Оргпериод

По отношению к оргпериоду существует педагогическое поверье: 'Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена'. Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые 3-4 дня ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают "концерт" со слезами, заявлениями "здесь все плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".

Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод - помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи дает мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займемся расшифровкой.

Чтобы процесс вхождения детей в новую (не домашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, вам необходимо:

Советы на оргпериод:

вернуться в начало

Планирование оргпериода

Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены. Потом, конечно, придется кое-что изменить по ходу событий. Но, как известно, удается лишь импровизация, которая была заранее подготовлена. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.

В первый день после расселения советуем вам провести экскурсию по лагерю. Обследуйте все вместе каждый уголок. Хорошо, если вы расскажете ребятам что-нибудь из истории лагеря. Затем проведете с ними первое отрядное дело. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше, если это будет небольшое, на час, творческое КТД.

Если до ужина осталось время, займитесь оформлением палат и отрядного места. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок остался доволен полученным от вас заданием. Эти задания должны быть небольшими, на двух-трех человек (нарисовать рисунок, сделать гирлянду, оформить место для свечки, сделать почтовый ящик, таблички на палаты с именами и т.д.). В первый день ребята еще плохо знакомы, поэтому им еще трудно было бы общаться в больших группах, где вероятность "выпадения" кого-то из ребят из работы группы выше. И, конечно же, работы должно хватить для всех.

После ужина проведите с ребятами "Огонек знакомств". О нем - отдельно. Не забудьте о том, что в первый день ребятам наверняка понадобится чуть больше времени на подготовку ко сну. Да и в обычные дни отводите на это не меньше получаса. Если вы задержите подготовку ко сну, наверняка задержится и отбой, и тогда вам очень трудно будет сделать его организованным.

Каждый день, проведенный ребенком в лагере, должен быть непохожим на другие. Вы должны постоянно придумывать что-то новое, не давать им скучать. Пусть они с первых же дней поймут, что им просто придется жить интересно. Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обморок и успеете хотя бы по 3 минуты побеседовать с каждым ребенком, дальше у вас все пойдет, как по маслу.

Предположим, вы работаете на отряде малышей. Каждое дело должно быть коротким по времени, не более тридцати минут. Вместе, они должны превратиться в калейдоскоп не похожих друг на друга, ярких и необычных узоров.

25 дел, которые вы можете провести в начале смены:

  • Конкурс врунов "Как меня собирали в лагерь".
  • Первая организованная вылазка в лес.
  • Операция "Вперед, спасатели!" - по 'спасению' территории вокруг корпуса от мусора.
  • Конкурс на самого быстрого 'шнуровальщика' ботинок.
  • Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто первый выбегает на зарядку.
  • Чтение вслух жутко интересной сказки.
  • Выпуск газеты-аппликации "Это мы!"
  • Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.
  • Веселая спортивная эстафета "Мишки Гамми" с бегом и прыжками.
  • Музыкальный час с разучиванием новой песни.
  • Составление графика дежурства по комнатам.
  • Конкурс на придумывание нового окончания к сказке "Курочка Ряба".
  • Загадочный вечер, т.е. вечер по отгадыванию загадок.
  • Составление письма с рисунками для любимой мамы или бабушки.
  • Организация телестудии "Спокойной ночи, малыши".
  • Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто последний приходит в столовую.
  • Музыкальный час с разучиванием второй новой песни.
  • Оформление первых страниц бортжурнала "День за днем".
  • Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей или последующей стиркой.
  • Викторина "В стране Мульти-Пульти".
  • Оборудование отрядного места с выкладыванием из шишек и камешков эмблемы и названия отряда.
  • Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку.
  • Турнир по мини-футболу.
  • Экскурсия в библиотеку и час тихого чтения.
  • Сбор отряда по придумыванию названия, выборам командиров и утверждению плана дел на смену.

    А кроме этого, каждую свободную минуту, когда вы ждете приглашения в столовую, и пока не начинается программа мультфильмов по телевизору, во время движения на стадион и в промежутках медосмотра можно организовывать самые разнообразные игры и просто разговаривать.

    25 дел, из которых можно сложить мозаику оргпериода в отряде, где ребятам по 10-12 лет: >

  • Сбор-инструктаж по организации дежурства в корпусе.
  • Вечер "Будем знакомы".
  • Операция "Полундра!" скоростному покиданию комнат направление места проведения зарядки.
  • Открытие "Дизайн-интерьер-клуба" и разработка оформления комнат с последующим воплощением проектов.
  • Разучивание спортивной игры "Снайпер".
  • "Песенная перестрелка" на тему: "Вода, вода, кругом вода...".
  • "Ты, да я, да мы с тобой" - сбор по формированию микроколлективов.
  • Соревнование-пари на скорейшую заправку кроватей.
  • "Путешествие по ближнему зарубежью" - исследование достопримечательностей ближайшего леса.
  • Изготовление рекламного стенда "Эй, приятель, взгляни на нас".
  • Эрудит-шоу "Все о лете".
  • Час знакомства с лагерной библиотекой.
  • Сюжетно-ролевая игра "Предвыборная кампания", итогом которой - выборы командира /спикера, предводителя, верховного координатора/ отряда.
  • Конкурс "Моя тумбочка лучше всех".
  • Оборудование отрядного места.
  • Спортивно-игровая эстафета "Молодецкие забавы".
  • Торжественное заполнение первой странички "Летописи отряда".
  • Экологическая акция "Чистота спасет мир" - уборка территории, закрепленной за отрядом.
  • Первый отрядный костер с пением песен и разговором о прошедшем дне.
  • "Разведка интересных дел".
  • Творческий конкурс "Джентльмен-шоу" на лучший комплимент и т.д.
  • Открытие отрядной "Настольной игротеки".
  • "Футбол без границ".
  • Операция "Прощай, ватрушка!" по уничтожению через съедание последних запасов родительских продуктов.
  • "Конституционное собрание" - сбор отряда по утверждению плана смены и основных законов отрядной жизни.

    Для ребенка важно:

  • Познакомиться с отрядом
  • Ориентироваться в лагере
  • Чувствовать себя комфортно
  • Почувствовать себя нужным
  • Узнать план смены
  • Ориентироваться в режимных моментах

    Для педагога важно:

  • Запомнить имена всех детей
  • Выявить лидера
  • Выявить интересы детей
  • Сплочение коллектива
  • Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда
  • Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований)
  • Выстроить работу с напарником

    Отрядные дела

    >
  • Игры на знакомство ('Снежный ком', 'А я еду', 'Здравствуйте', 'Ипподром', 'Зоопарк' и др.).
  • Игры на выявления лидера ('Лидер' и др.).
  • Игры на сплочение коллектива ('Взаимодействие' и др.).
  • Огонек знакомств ('Расскажи мне о себе' и др.).
  • Игры на выявление творческих способностей: работа в микрогруппах (КТД 'Ромашка' и др.).
  • Анкетирование.
  • Знакомство с лагерем (экскурсия, законы и традиции, легенды 'Шифровка' и др.).
    вернуться в начало

    КТД ОРГПЕРИОДА

    КТД - коллективно-творческое дело. Проведете его с детьми в первый или второй день смены. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше, если это будет небольшое, на час, творческое КТД.

    Например: ':сейчас мы с вами отправимся в космос. У нас есть 5 космических кораблей. Каждый из вас вытянет билет на один из них. (Все вытягивают заранее заготовленные "билеты" пяти разных цветов). А теперь займите свои места, сядьте по цветам. Мы летим на другую планету'.

    В ходе этого полета экипажи кораблей выполняют различные задания. После объявления очередного задания не забудьте сказать, сколько времени вы отпускаете для его выполнения. Можно выбрать жюри и в конце игры объявить победителей и вручить призы.

    Задания могут быть такими:

  • Придумать название вашего космического корабля и каждому члену экипажа - должность, на самом деле не существующую 3 минуты.
  • Нарисовать свой корабль (оценивается участие всех) 5 мин.
  • Сочинить стихотворение-девиз вашего экипажа. Известны последние слова: ракета - летит, комета - метеорит (3-4 мин).
  • Восстановить записи бортжурнала. (Каждому экипажу дать листочек с первой и последней строчкой. Например, первой команде, "И вот, наконец, все сборы окончены, и мы... И мы благополучно пролетели стратосферу". Второй команде: "И мы благополучно пролетели стратосферу... Никто не знал, что будет дальше." и т.д.). Должен получиться общий связный рассказ (7-8 мин.).
  • 'Невесомость' - конкурс капитанов. Капитаны садятся в ряд. Их задача - передать друг другу мячик или апельсин сначала руками, затем ступнями, коленями, подбородками. Если мячик упал - виноватый выходит из игры или получает штрафные баллы.
  • Мы прилетели на другую планету, и попали на праздник. Придумать этот праздник и показать, как его празднуют (10-15 мин.). Дальше - подведение итогов.

    В жизни загородного лагеря творческий конкурс - одна из самых распространенных и популярных форм работы. Уже стали классикой такие отрядные дела, как: "Конкурс актерского мастерства", "Конкурс градостроителей из песка", "Конкурс поделок из природного материала", "Конкурс шумовых оркестров", "Конкурс врунов имени барона Мюнхгаузена" и др. Во всех этих делах детям нужно проявить не столько илу и ловкость, сколько фантазию, воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи. В силу того творческий конкурс - не только приятное для детей времяпрепровождение, но и "замечательное педагогическое средство, способствующее формированию творческих способностей личности". Но таким средством творческий конкурс станет лишь в том случае, если он грамотно организован. При организации этого и любого другого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха: Интересные задания.

  • Красивое оформление.
  • Материальное обеспечение.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Находчивый ведущий.
  • Компетентное жюри.
  • Эмоциональные зрители.
  • Исполнительные помощники.
  • Подготовленные команды.
  • Призы для победителей. Последовательность ваших действий будет такой:
  • Прежде всего, вы готовите заранее все то, что должно быть приготовлено. Рисуете, вырезаете, придумываете, надписываете задания, расставляете скамейки или стулья, оформляете "сцену" и "зал". Определяетесь в ведущем и жюри, достаете или изготовляете награды. Из всего перечисленного самое трудное - придумать задания. Задания должны быть одинаковыми по направленности и сложности. Если одним достанется; "Изобразите памятник жертвам обжорства", а другим: "Попрыгайте, как кузнечики", - это будет неравноценно. Предлагайте только те задания, которые будят воображение, раскрепощают полет мысли.
  • Следующее, что вам надо сделать, - это собрать всех будущих участников конкурса и зрителей, т.е. ваш отряд, и обратиться к ним с речью. Этим вступительным словом вы должны создать у ребят эмоционально положительное отношение к предстоящему делу. Только не начинайте свое обращение словами: "Дорогие ребята, сейчас мы проведем интересное мероприятие". Уж лучше скажите: "А что, народ, давненько мы с вами не веселились". А еще лучше поиграйте в одну из так называемых "Игр с эстрады".
  • А когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята вдохновились и рвутся в бой, нужно создать микроколлективы, т.е. группы, которые в дальнейшем будут соревноваться между собой. Способов образовать такие группы существует десятки. От выстраивания всех в одну шеренгу и расчета на "первый-второй" или "первый-четвертый" до разрезания двух или четырех открыток на части с раздачей этих частей участникам и дальнейшей работой по собиранию фрагментов в целое. Но если в отряде уже существуют стабильные группировки (звенья, экипажи, палаты, фракции), можно разрешить соревноваться и таким командам, Лучше всего, если участниками будет весь отряд, он же будет потом и коллективным зрителем.
  • Время подготовки должно быть коротким - от 5-ти до 20-ти минут, а, сколько именно, вы должны объявить заранее. Ваша задача на этапе подготовки - курсировать от команды к команде, узнавая, как идут дела, морально поддерживая и оказывая в случае крайней необходимости идейную помощь.
  • Как только все будут готовы, начнется кульминация всего дела - показ. Но и здесь не спешите, усадите всех, подогрейте еще одной краткой речью, проведите жеребьевку и представьте жюри, даже если оно будет олицетворено в вашей единственной персоне. И лишь после соблюдения этих "формальностей" начинайте просмотр. Паузы, которые неизбежно возникают между выступлениями, естественно, заполняете, например, шуточными комментариями.
  • После выполнения всеми первого задания можно предложить второе, третье... Вполне возможно, что у ребят останутся силы и желание продолжить, но помните: сладкого всегда должно чуть-чуть не хватать.
  • А когда все завершится, стихнут смех и аплодисменты, вы, как организатор и ведущий, произнесите еще одну речь. В ней вы выразите слова благодарности всем участникам, кого-то отметите особо и этого "кого-то" одарите "скромной наградой". Но итоги можно подвести и по-другому: каждая команда определяет внутри себя самого активного, самого находчивого - эти ребята и будут особо поощрены. А если у вас были зрители, то можно утвердить "приз зрительских симпатий" и вручить его тому, кто доставил наблюдателям со стороны больше всего радостных минут. А можно использовать сразу все формы чествования.
  • На заключительном слове и вручении подарков можно было бы поставить точку. Но тогда кто будет расставлять мебель, убирать оформление? Поэтому ваш творческий конкурс будет считаться оконченным лишь после коллективного приведения места действия в порядок. Если вы этого не сделаете, обязательно какая-нибудь простыня или полотенце окажутся "утерянными", и в конце смены при сдаче белья у вас обнаружится недостача, за которую придется рассчитываться из собственной зарплаты. Вот теперь действительно все.

    "Успех в любом деле зависит от мелочей!" По тому алгоритму можно организовать и десятки других творческих конкурсов: "Конкурс инсценированных анекдотов", "Вечер рекордов Гиннеса", "Конкурс непрофессионального мастерства", "Аукцион талантов", "Конкурс витражистов", "Кинофестиваль", "Конкурс частушечников", "Дурэстафета", "Конкурс рекламного плаката", "Мультлото", "Конкурс "Маленькая Марианна", "Парад космических войск", "Конкурс видеоклипов", "Комический цирк", "Конкурс рисованных фильмов", "Сказочный винегрет", "Конкурс танцевальных импровизаций", "Вечер в клубе детективов", "Конкурс инсценированной колыбельной песни", и просто "КВН".

    Если вам повезет, и у вас в руках окажется пособие "Сто творческих конкурсов", составленное С. Афанасьевым и С. Комориным и изданное ИМЦ "Вариант", ваши познания о творческих конкурсах будут еще более глубокими.

    Особенности планирования организационного периода

    Важную роль в процессе успешной социальной адаптации подростка отводится работе отрядного вожатого. Она также заключается в правильном, грамотном планировании смены и особенно первых дней называемых "организационным периодом". По отношению к нему существует поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет вся смена."

    Как в любых человеческих отношениях, так и в отношении с детьми, много зависит от первого впечатления. Поэтому к первой встрече с детьми вожатому необходимо готовиться заранее.

    Первая встреча происходит за несколько дней до смены, на медосмотре. Медосмотр - это не только встреча ребят с врачами, но и знакомство с вожатыми. И здесь важно все. Нельзя забывать о русской поговорке: "Встречают по одежке...". Нужно продумать заранее свой внешний вид. Хорошо, если у вожатых загородного центра есть своя форма или какие-то ее элементы.

    Что нужно успеть сделать на медосмотре?. Во-первых, понравиться детям. Очень важно, чтобы ребенок ушел с медосмотра в полной уверенности, что попал в самый лучший отряд, к самым лучшим вожатым. Для этого нужно постараться общаться с ребятами доброжелательно, стараясь снять напряжение, попробовать "разговорить" ребенка, узнать о нем побольше, ведь самая ценная информация о ребенке - это то, что он скажет сам.

    Чтобы ребята не скучали в дороге , необходимо продумать заранее, чем их можно занять. Приготовить несколько игр. Это могут быть игры-кричалки, игры на знакомство и т.п. Хорошо, если вожатый умеет играть на гитаре. Необходимо заранее рассказать ребятам о загородном центре, куда ребята едут, о его законах и традициях. Если ребята напряжены, неохотно участвуют в играх, не нужно отчаиваться, это естественная реакция на незнакомую обстановку. Вожатый должен постараться "расшевелить" ребят. Не надо спрашивать: "Вы хотите играть?". Велика вероятность, что в ответ прозвучит: "Нет!". Лучше всего не давать им опомниться. Подростки с удовольствием играют, если умело их "завести". Главное - играть вожатый должен темпераментно, заразительно, уверенно, чтобы ребята не смотрели друг на друга и не чувствовали себя неудобно, а получали от игры настоящее удовольствие. Можно устроить для них пресс-конференцию с вожатыми.

    После заезда в загородный центр ребята распределяются по палатам в это время вожатому необходимо пройтись по комнатам, проверить, как ребята устроились, узнать настроение детей.

    Первый день - это знакомство с загородным центром, его традициями, законами, экскурсия по территории. Важны игры на знакомства, которые позволят ребятам расслабиться, почувствовать себя в непринужденной обстановке. Во время проведения игр с подростками вожатый должен внимательно следить чтобы никто не оказался в "глупом" положении, а наоборот должна быть установка на позитивное отношение друг к другу, на сотрудничество и помощь. Вечером можно провести огонек "знакомств", где ребята могут рассказать о себе и послушать других, но и в этом случае требуется положительный настрой идущий от вожатого.

    Второй день - это уже более близкое и детальное знакомство. Здесь необходима творческая работа по группам. В первые дни ребята еще плохо знакомы,. поэтому им еще трудно общаться большими группами. В этот день возможно общее обсуждение дальнейших планов, рождение названия отряда. Подросткам очень нравится, если их отряд отличается от других. Какие-то отличительные знаки, атрибуты, свои кричалки - все это они придумывают с удовольствием, нужно только немного помочь им.

    Хорошо если в первые дни после заезда организуются мероприятия информационно-рекреативного характера, не требующие напряжения сил и особых способностей. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам, которые всегда доставляют ребенку радость, несут определенную смысловую нагрузку и не удручают своим однообразием.

    К субъективным критериям адаптации. относятся уверенность в себе в ситуациях лидирования в коллективе, в различных вариантах социального взаимодействия, сознание социальной ценности своей личности, мотивация к достижению социально значимой цели, настойчивость ее реализации, ориентация на актуальные цели и потребности, опора на себя (самостоятельность, самоконтроль).

    Ребенок - центр внимания и главный объект лагеря - должен быть уверен, что ему будет обеспечена защита в случае обиды, что его оградят от произвола, от непредвиденных обстоятельств, откуда бы они не исходили. Живя в коллективе, ребенок должен и иметь право принадлежать сам себе, и вместе с тем ощущать радость от своей причастности к коллективу. И чтобы гармония во взаимоотношениях ребенок - коллектив состоялась, их зависимость друг от друга предстоит сделать мягкой и ненавязчивой.

    Основной период

    Основной период - это выполнение поставленных перед сменой задач:

    • формирование временного коллектива;
    • психологический климат в отряде;
    • выполнение программы, досуг, оздоровление ребят.

    Период делового сотрудничества - главная потребность здесь - возможность ребят реализовать себя в отряде.

    Задачи педагога:

    • Забота друг о друге.
    • Реализация ребенка через общественные отношения.
    • Деятельность должна быть интересной, отвечать возрасту или проводиться по возрастным подгруппам.
    • Налаживаются основы самоуправления.
    • Содержание деятельности должно нести элемент новизны и неожиданности.
    • Обязательно давайте оценки, определяйте места, подсчитывайте баллы. Но: победителями должны быть все.
    • Подводя итоги дня, мероприятия, обязательно отмечайте успехи и неудачи (как общие в отряде, так и у отдельных ребят).

    Период скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие - нет. Чаще возникает конфликт перспектив. Это выражается в равнодушии к деятельности и ее результатам, мелких ссорах и придирках, нарушении требований и предъявление претензий к бытовым условиям, питанию, формам мероприятий.

    Чтобы способствовать единству отряда, необходимо:

    • Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения.
    • Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде.
    • Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех.
    • Способствовать успеху деятельности.

    Период морально-волевого напряжения. Главная потребность детей - преодолеть существование в отряде разобщения.

    Задачи:

    • Укрепить единство в отряде.
    • Оказать помощь организационно и творчески усилиям в общей деятельности.
    • Деятельность должна быть обязательно коллективной, творческой, личностно и общественно значимой, подчеркивающей единство отряда.

    Период творческого союза. Главная характеристика: желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе.

    Задачи:

    • Поддерживать организационно-творческих лидеров и содействовать их утверждению.
    • Добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности.

    Для ребенка важно:

    • Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать.
    • Бодро пересечь 'экватор смены'.
    • Участие в межотрядных и дружинных делах.
    • Реализация собственных идей.
    • Самореализоваться, как личность.
    • Чему-то научиться.
    • Отдых.
    • Дышать свежим воздухом.
    • Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.
    • Проявление своей самостоятельности.
    • Возможность проявить себя лидером (дежком).

    Для педагога важно:

    • Мотивация детей на активное участие в смене.
    • Дать возможность каждому ребенку реализоваться.
    • Сплоченный отряд.
    • Не переутомлять детей.
    • Обсуждение проведенных дел с детьми.
    • Анализ прожитого дня.
    • Заложить основы самоуправления.
    • Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел.
    • Больше времени на природе.

    Отрядные дела:

    • Работа по творческим группам.
    • Привлечение детей к различным видам деятельности.
    • Стимулирование и мотивация.
    • Участие в дружинных делах.
    • Участие детей в Советах лагеря.
    • Подготовка к дружинным делам.
    • Дела детских творческих групп.
    • Спортивные игры.
    • · Межотрядные игры.
    • Тренинги, групповое взаимодействие ('Кораблекрушение', 'Яйца' и др.).
    • Ролевые игры на сплочение ('Ночь Триффидов' и др.).
    • Творческие игры (КАМ, КМС, 'Солнечный денек', 'Шоу без комплексов', 'Кинофестиваль', 'Крестики-нолики' и др.).
    • Интеллектуальные игры ('Интеллектуальное казино', 'Интеллектуальный ринг' и др.).
    • Игры на свежем воздухе (прогулки, экскурсии, поход, 'Экологическая тропа', разные этапы туристических соревнований и др.).
    • Творческое дежурство.
    • Огоньки: тематические, проблемные, конфликтные.
    • Тематические дни (День Ангела Хранителя, День Дурака, День Самоуправления, День Любви и др.).
    вернуться в начало

    Отрядные традиции

    ЧТП

    (Чередования творческих поручений)

    Ребятам любого возраста очень нравится, если их отряд отличается отдругих. Какие-то отличительные знаки, атрибуты,свои кричалки,свой собственный, ни на кого не похожий способшагать - все это ребята придумывают с удовольствием, нужно только помочь им начать. Хорошобы впервый же день придумать интересное название отряда. Исходите из известной строчки"как вы яхту назовете, так она ипоплывет". Имя у отряда должно быть красивым, говорящим само за себя.Исходя из названия, можно оформить отрядное место.

    Существует много формработы с отрядом. Одна из них - чередование творческих поручений (ЧТП).С ее помощью можно разнообразить ежедневную отрядную жизнь, организовать отряд и быстрее сдружитьребят.

    Вначале смены отряд делится на постоянные группы. Это можно сделатьс помощью жеребьевки или игры. Например, с помощью социометрии или игры "лидер". У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на 5 экипажей кораблей. Называете пятерых капитанов. Капитаны встают в ряд и поочереди набирают себе команду. Сначала лоцманов,затем боцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. Лучше, если не один человек набирает группу,а первый - второго,второй - третьего и т.д. В этом случае вы учтете желание детей быть вместе, и группы, скорей всего, получатся равноценными. После деления на группы лучше провести сними маленькое КТД или просто дать небольшое задание. И уже потом объявить, что в этом составе группа будет работатьвсю смену. Пусть ребятаа выберут название группы,исходя из названия отряда, и командира,который будет следить за тем, чтобы никтов группе не был обижен,чтобы каждый был включен в работу. Также командир отвечает за выполнение поручения.

    Поручения должны быть постоянными, в течение смены, но если ктото-то из них не срабатывает, его стоит заменить. Меняются поручения по кругу через день или каждый день, на ваше усмотрение.

    Предлагаем вам следующие поручения для ЧТП:

    • Группа "Хозяева". Эта группа в течение дня следят за чистотой в корпусе и вокруг него, приносит питьевую воду, разливает суп на обеде,принимает гостей если таковые есть.
    • Группа "Уют". За период своей работы группа "Уют" должна внести какой-либо свой вклад в оформление отрядного места, сделать ее чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее. Группа "Сюрприз". Уже исходя из названия ясно, что отряд не должен догадываться о том, нто задумала эта группа. В течение дня, или навечернем"огоньке" ребята этой группы должны удивить отряд каким-то приятным сюрпризом. Маленькое творческое выступление или подарки всем - все, что угодна. Может быть, у кого-то день рождeния - группа "Сюрприз" должна позаботиться о поздравлении. Группа "Мастер". Это ребята должны пополнить отрядный запас сувениров, которыми вы награждаете ребят входе отрядных дел. Пусть это будут 3-4 поделки, но они должны быть хорошо сделаны.
    • Группа "Летопись". Чтобы о смене осталось долгаяпамять, можно вести летопись отряда. Группа, которая сегодня выполняет этопоручение, должна описать вчерашний день, красочно оформить страничку летописи........
    • Группа"ЧП". Всех поручений не предугадать. Эта группа выполняет любое возникшее в ходе дня поручение. Готовит дрова для вечернего костра или рисует при. ветственный плакат к родительскому дню - это должен придумать вожатый...

    ЧТП- это система работы. Если выберите эту форму, не забывайте каждый день час-полтора выделять на работу по группам и на каждой утренней планерке напоминайте группам, какое поручение они сегодня выполняют. Навечернем "огоньке" обязательно обсуждается работа каждой группы. Работа не должна остаться без внимания. Если вы решите ввести соревнование в отряде, то работу по ЧТП можно оценивать. Но соревноваться стоит, если вы можете в итоге что-то предложить победителям, как-то наградить их в конце смены. Лучше, если ребята будут работать не за баллы, а из ЧТО ТАКОЕ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК?

    Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они прочитать остроумные советы от воспитателей, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда называют и ежедневник, и информационник. Но смысл один - он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

    Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

    Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

    Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:

    1. Уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны меняться.
    2. Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

    В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:

    • заезд ребят в лагерь в оргпериод;
    • основной период;
    • заключительный период смены.

    К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

    1. "Это наш лагерь" (краткие данные о лагере);
    2. поздравление с приездом;
    3. законы лагеря;
    4. адрес лагеря;
    5. наказ ребят прошлой смены;
    6. первые песни, лагерная песня;
    7. план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

    В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка.

    Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

    В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

    • соревнования,
    • подготовка к отрядным и общелагерным мероприятиям, празд-никам,
    • участие в творческих конкурсах, смотрах.
    • подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,
    • жизнь отряда
    • поощрение детей.

    В заключительный период смены может быть представ-лена рубрика LКак мы жили¦ с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью "А напоследок я скажу...". дети пишут на проща-ние друг другу и лагерю пожелания.

    ВОЗМОЖНЫЕ РУБРИКИ ДЛЯ ОТРЯДНОГО УГОЛКА

    • .... Календарь.
    • .... План на смену (План-сетка, Дрова для костра - наши дела. Еще не вечер. Ни дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и тд.).
    • .... Сегодня (Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня.... New Da, Сегоднячко).
    • .... Поздравляем (Гип-гип-ура!!!. Маэстро, музыка! Целуем в щечку.
    • .... Спорт (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло рекордам, Физподготовка).
    • .... Режим дня.
    • .... Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка; Ба, знакомые все лица).
    • .... За бугром (В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у соседей).
    • .... Наша песня (А мы поем..., А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. Музыкальный граммофон).
    • .... Наш адрес (Где нас найти. Приезжайте в гости к нам).
    вернуться в начало

    Итоговый период

    Для ребенка ВАЖНО:
    • Не потерять новых друзей в городе
    • Оценили труд ребенка
    • Обогащение личного багажа знаний
    • Услышать как можно больше теплых слов

    Для педагога ВАЖНО:

    • Подведение итогов смены с детьми
    • Анализ смены с напарником
    • Планы на будущее
    • Оформление итогов
    • Настрой детей на лирический, но оптимистический лад
    вернуться в начало
    Hosted by uCoz